Рубрики
Психосоматика

Психосоматика астмы

 

психосоматика астмы

Психосоматика астмы хорошо изучена. Возникновению астмы способствуют эмоциональные факторы при наличии генетической или соматической предрасположенности. Определены психологические и эмоциональные причины образования бронхиальной обструкции. Созданы разнообразные психотерапевтические методы лечения психоэмоциональных причин бронхиальной астмы.

Астма и психосоматика

Содержание

Бронхиальная астма (лат. Asthma bronchiale) представляет собой типичный образец болезни, обусловленной несколькими причинами. В возникновении и протекании бронхиальной астмы взаимодействуют кроме инфекционных и аллергических факторов, также психосоматические причины. Поэтому мнение, что астма это психосоматическое заболевание более чем обосновано.

Ключевым моментом этой хронической болезни дыхательных путей является бронхоспазм – сужение просвета бронхов. Бронхиальная обструкция проявляется повторяющимися приступами удушья, одышки, которые сопровождаются свистящими хрипами, кашлем и чувством стеснения в груди. Астма обратима – болезнь может проходить под влиянием лечения или спонтанно, полностью или частично.

Клинические наблюдения демонстрируют более глубокую взаимосвязь между сферами психического и телесного здоровья. Например, бронхиальная астма часто сопутствует психическим расстройствам, среди которых генерализованное тревожное, посттравматическое стрессовое и биполярное расстройства, а также нарушения пищевого поведения. Причем особенно выраженная связь между бронхиальной астмой и психическими расстройствами наблюдается в случаях раннего (до 21 года) возникновения последних.

Психосоматика астмы

Психосоматика астмы у детей

Когда ребенок рождается, у него уже в материнской утробе сформированы почти все функции организма и все базовые потребности были обеспечены «по умолчанию» до рождения. Дыхание же формируется сразу после рождения. Это новая функция и поэтому она легче всего подвержена сбоям. Процесс рождения — труден физически и ему сопутствует страх перед совершенно новым и непривычным миром. Хорошо, что в этом мире есть родители, которые могут обеспечить безопасность. А если их заботы и внимания не хватает? Первая система организма, которая может от этого нарушиться – это как раз и есть дыхание.

психосоматика астмы

Существует и противоположный вариант. Забота родителей так велика, что метафорически выражаясь, маленькому человеку нельзя самому «ни вдохнуть ни выдохнуть», всё делают за него.

Получается, что и дефицит заботы и ее избыток, одинаково лишают способности быть «нестесненным», «дышать свободно». Ребенок бессознательно ищет выход из этой ситуации и нарушения дыхания в этих случаях им могут применяться как способ достичь желаемого.

психологические причины астмыПовзрослев, люди забывают проблемы своего детства, но сценарий этой реакции остается зафиксированым в нейронных путях мозга. Не случайно обострения астмы происходят в ситуациях, когда надо проявить смелость, независимость, ответственность. Или же возникает необходимость пережить одиночество или печаль. Астма с точки зрения психосоматики представляет активацию в подсознании этого сценария.

Астма в психосоматике что означает?

Часто приступы астмы используются как инструмент для получения внимания от окружающих, манипуляции, возможность уйти от ответсвенности, избежать завышенных требований к самому себе. Здесь психосоматика астмы представляет собой вариант скрытой выгоды от болезни. Подробнее о скрытой пользе здесь — «Как возникает психосоматическая болезнь».

Психосоматика астмы по Теппервайну

Жизнь — это постоянная двойственность «брать-отдавать» и символически это отражается в самом процессе дыхания: вдохнул-выдохнул, взял-отдал. Психосоматический больной астмой – это человек, у которого нарушен этот баланс. Он стремится брать, но не отдавать. В физическом плане астматику трудно выдохнуть. Но ведь чтобы полноценно дышать – надо освободить место для новой порции воздуха, «отдать». Возникновение спазма (при астме – бронхоспазм, затруднение дыхания) — это признак защиты. Спазмы при дыхании, следовательно, «противодыхание» — больной как- бы хочет удержать то, что он имеет.

Бронхиальная обструкция субъективно ощущается как угрожающий жизни приступ удушья и астматик «держится» за воздух внутри.

Как возникает бронхиальная астма?Психосоматика у взрослых определяется следующими группами психологических проблем, которые хотя разграничиваются, но, тем не менее, взаимосвязаны.

1.Нарушение гармонии «брать-отдавать» и стремление к уединению. (Правильнее было бы сказать – к самоизоляции, но сейчас это слово имеет свой, специфический оттенок). За этим в душе может стоять сильная тоска по общению. Причины этого двойственны, с одной стороны, причиной может быть чрезмерная опека матери — зажатая любовь препятствует естественному и гармоничному развитию личности. С другой стороны психосоматика бронхиальной астмы может быть обусловлена властностью и/или равнодушием матери. Свидетельством влияния отношений мать-ребенок на возникновение астмы могут быть случаи выздоровления детей (иногда даже спонтанных), которые надолго находились вдали от матери, например в санатории.

2. Стремление к доминированию, которое одновременно находится в противоречии с собственной несостоятельностью. Человек остро переживает свое положение пассивного наблюдателя. В этих случаях бронхоспазм часто возникает в ситуации отрицания.астма психосоматика у взрослых

3.Скрытая агрессивность. Человек сам боится или не может дать ей выход, чтобы снова сделать вдох. В основании подобной агрессивности лежит возмущение перед тем, что приходит допускать или переживать это.

4. Проявление пуризма (стремление к чистоте): защита от «грязи», «низменных сторон» жизни. Это могут быть нечистоты, проявления нечистоплотности, пыль, грязь, сексуальность, животные инстинкты и т.п.психосоматическая астма

5. В пожилом возрасте большую роль начинают оказывать психологические факторы, вязанные с приспособлением к старости:

  • безнадежность,
  • напряжение от отвержения настоящего и обращенность в прошлое,
  • страх,
  • злость.

Все эти факторы служат толчком для астмы, и приступы тем тяжелее, чем настойчивее эти чувства скрываются или замалчиваются.

Астма.Психосоматика у взрослых.Луиза Хей

Психологические предпосылки (метафизические): отсутствие способности жить для себя, задавленная любовь, подавление чувств.

Аффирмация при астме:астма Луиза Хей

Источник: таблица Луизы Хей

Лиз Бурбо:астма

Поскольку астматику тяжелее выдыхать, чем вдыхать, то значит тело подсказывает хозяину, что он слишком много хочет — берёт больше чем следует, а отдавать не стремится. И это вредит телу, «душит» его.

Бронхоспазм:психосоматика

К бронхоспазму приводят также:

  • Стремление производить впечатление более сильного человека, чтобы вызвать к себе любовь.
  • Переоценка собственных сил и возможностей: человек хочет, чтобы все было по нему, а в случае неудачи привлекает внимание к себе приступом астмы. Он ставит себя в «центр Вселенной».
  • Болезнь как повод оправдания за собственную несостоятельность перед самим же собой.

Совет от Лиз Бурбо

Следует избавиться от стремления добиваться власти над окружающими и манипулировать ими с помощью астмы. Неладно это – получать внимание и любовь с помощью болезни

Лиз Бурбо астма

Психосоматика астмы по Синельникову

Из своей практики Синельников подтверждает, что астма как психосоматическое заболевание у взрослых может в значительной степени определяться алекситимией. («Алекситимия»).

психосоматика астмы у взрослых

Астма:психологические причины

Больные астмой сдерживают слезы, они практически не плачут. Символически бронхоспазм – это подавленный всхлип, корни которого растут из детского конфликта в котором присутствует мать. Это может быть, например, не реализованное намерение ребенка признаться каком-то проступке. Также к астме может привести страх перед жизнью. На вербальном уровне символическое выражение подобного страха может выражаться такими словами: «не могу сделать передышку», «задыхаюсь от жизни».

Астма по психосоматике: манипуляция и зависимость

Как ведет себя больной во время приступа? Он нуждается в посторонней помощи, поскольку не может сам дышать. Приступом больной привлекает к себе внимание.

Астматик убежден, что не имеет права дышать самостоятельно, и вместе с этим — жить. Страдающие астмой не способны дышать для собственного блага, наслаждаться жизнью. В их личности присутствует сильная зависимость от окружающих, которая берет начало в зависимости от матери.

Психосоматическая астма: гиперопека

Чрезмерное внимание и забота матери, а точнее контроль во всем, приводит к образованию бронхиальной астмы. Подобная «забота» не дает ребенку «свободно вздохнуть», «душит» его. И всё это переходит во взрослую жизнь.

Чистота и психосоматика астмы

Стремление к преувеличенной чистоте — частый признак больных астмой. Грязь для них существует не только в буквальном отношении, но и как «грязные мысли». Поэтому состояние больных астмой часто улучшается на море или в горах. На море они чувствуют себя чище, в горах – душевно возвышаются.

Бронхиальная астма и психосоматика у взрослых

Стремление психологов определить предрасполагающие к возникновению бронхиальной астмы особенности личности и психические конфликты породили гипотезы о специфическом типе личности больного астмой. Особенности этого типа:

  • склонность к подавлению депрессии и агрессии,
  • сдерживание реакций на фрустрирующее воздействие,
  • преобладание переживаний, которые не могут быть им описаны, переданы,
  • повышенная нервность, сильная возбудимость или вялость, повышенная нервно-психическая истощаемость,
  • повышенная тревожность.

Астма.Психосоматика.Причины

Главная характеристика астматика – алекситимия. В качествах характера и поведении часто проявляется сокрытие эмоций, зачастую агрессивных или скрывание стремление в нежности и близости. За маской агрессии и равнодушия может скрываться потребность в поддержке и любви. Люди с астмой отличаются недоверчивостью и подозрительностью, поэтому не склонны к самопожертвованию.

Связь между нарушением дыхания, которое состоит из циклов вдох-выдох и соответственно со способностью больных «брать-отдавать». «Отдавать» здесь находится «в загоне» – акцент у астматика делается на удержание, сохранение.

Психосоматика:астма и роль агрессии

Астматики испытывают сильную агрессивность, но не проявляют её внешне и психологически не вытесняют её. Но она воспринимается ими как опасная эмоция, поэтому больной не позволяет себе ее выразить явно. Символически гнев не «выпускается в воздух», появляется удушье.Психосоматика у взрослых может также определяться такой характерной чертой как чрезмерной чувствительность к запахам. Но эта чувствительность явно избирательна. В первую очередь она проявляется к запахам, которые связаны с неряшливостью и нечистоплотностью. При этом астматики с обостренным обонянием также чувствительны к оценкам и мнению окружающих.

Роль страха в патогенезе астмы

В личности больных имеется боязливость с истерическими и/или ипохондрическими чертами, но этот страх скрыт от сознания.

Бронхиальная астма:психосоматика и материнское отвержение

Для развития бронхоспазма к качестве защитно-приспособительной реакции одним из решающих факторов является феномен материнского отвержения в раннем детстве больного. В отечественной культуре отношения между матерью и ребенком часто можно охарактеризовать как «люблю-ненавижу». При сближении отношений мать испытывает раздражение (а за это раздражение ещё и вину). А ребенок ощущает со стороны родительницы отчуждение и негодование, что вызывает у него страх и тревогу. Но открытое выражение этих чувств пресекается: «Перестань плакать!»

Известно, что материнское отвержение имеет основное значение для возникновения нервно-психического механизма патогенеза астмы. Выявлено, что в ряде случаев материнское отвержение предшествовало не только заболеванию ребенка, но и его рождению. Психологические корни этого отвержения идут из собственной эмоциональной незрелости матери и неразрешенных проблем её детства.

Запрет на словесное выражение чувств вызывает замещающее развитие телесных каналов коммуникации. Бронхоспазм используется ребенком в качестве способа получить материнскую заботу и внимание. В зрелом возрасте астматические приступы становятся приемом для манипуляции окружающими или даже сохранения семейной «стабильности и благополучия».

Психосоматика бронхиальной астмы у взрослых

Разделяют четыре варианта нервно-психического механизма возникновения и течения астмы.

Неврастеноподобный вариант

Свойственно манипулирование окружением и перекладывание ответственности на значимых для астматика окружающих,

Невротическая астма возникает при сильном нарастании внутреннего конфликта у невротика. Чрезмерные требования стать соответствующим идеалу собственного «Я» становятся уже тяжелы. Болезнь же дает возможность уйти от необходимости следовать этому идеалу. Астма позволяет принять себя таким, какой есть, путем смягчения системы невротических требований к себе. Болезнь здесь выступает уважительной причиной – ведь «отказ» от идеала происходит не в силу собственной «слабости», а по «больничному листу». Подобным личностям присущи:

  • Сниженная самооценка;
  • Чрезмерные требования к себе;
  • Тягостное осознание собственной недостаточности;

Астма дает «защиту» от этих, согласитесь, неприятных чувств.

Истероподобный

Личность больных отличается:

 

  • Стремлением перекладывать ответственность за себя и свою жизнь на окружающих,
  • Повышенные требования к другим,
  • К себе же применяются «облегченные» требования,
  • Манипулирование окружающими.

Астматический приступ выступает у них инструментом достижения этих целей.

Психастеноподобный

Больным подобного типа личности с бронхиальной астмой присущи:

  • Повышенная тревожность;
  • Затруднения с выражением своих эмоций;
  • Слаборазвитая система ценностей;
  • Зависимость от окружающих;
  • Неспособность к самостоятельным решениям.

Бронхиальная астма как психосоматическое заболевание выступает здесь однозначно. Астматический приступ у них часто появляется в ситуации, когда требуется принять серьезное решение. Непосредственно бронхоспазм инициирует нарастающая тревога. Условная выгода астмы тут в том, что приступ избавляет от принятия решения.

Смешанный

Смешанный вариант, или «шунтовый» (от англ. shunt — шунтировать, переводить на запасный путь).

Подобная психосоматика астмы наблюдается у робкого, зависимого, инфантильного и тревожного человека. Бронхиальная астма от стресса здесь может проявиться. Например, когда обстоятельства требуют от больного «разрулить» конфликт среди родственников.

Цель астматического приступа здесь двойная:

  • разрядить непродуктивную невротическую конфронтацию членов семьи
  • получить внимание во время приступа.

Как видите, здесь сочетаются признаки психастеноподобного механизма: тревожность и зависимость, а также истероподобного: манипуляция и перекладывание ответственности.

В целом образованию психосоматики астмы способствуют следующие особенности личности пациентов с бронхиальной астмой:

  • Низкая стрессоустойчивость (астма на фоне стресса)
  • Склонность в подавлению эмоций
  • Инфантильность
  • Неадекватное представление о себе
  • Неразвитость психологической защиты
  • Преувеличенная значимость соматических проявлений в качестве языка тела.

Астму провоцируют ситуации при которых приходится выражать или агрессивные и враждебные чувства или, наоборот, нежность и преданность. На пути выражения этих эмоций у астматика стоит преграда в виде психологической защиты. Необходимость защиты обуславливается требованиями текущего момента или требованиями невроза. В основании защиты и вытеснения лежат сильные и двойственные переживания нежности и презрения.

Психотерапевтическое лечение бронхиальной астмы

Как психологически лечится астма?Психосоматика у взрослых зачастую в несвободном дыхании, страхе и зажатости чувств. Символически цель психотерапии астмы заключается в «освобождении дыхания»:

  • Способность брать на себя ответственность за свою жизнь;
  • Повышение жизненных возможностей.психосоматика астмы у взрослых

Процесс этот небыстрый – приходится постепенно «пересматривать» прошлое, переосмыслять значимые отношений астматика для исправления эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Человек должен сам испытывать желание противостоять опасному чувству зависимости и изгнать его из сознания.

Психотерапия более всего показана тем:

  • у кого главной причиной бронхиальной астмы является психоэмоциональные факторы;
  • больным с сопутствующими нервно-психическими расстройствами и неадекватными реакциями (в том числе и на болезнь), затрудняющими полное выздоровление;
  • болеющим астмой без преобладания нервно-психического факторов, но которые находятся в состоянии сильного психологического стресса (если стресс в силу ряда причин может усилить психосоматический компонент астмы).

Для успешной психотерапии необходимо собрать много информации о пациенте:

  • Нервно-психическая наследственность.
  • Нервно-психическое состояние пациента.
  • Семейный климат (в детстве и в семье больного).
  • Психосоматические болезни членов семьи – для определения особенностей психосоматического реагирования.
  • Информация о периоде беременности и самом детстве пациента. Какие взаимоотношения были тогда в семье.
  • Отношение матери к беременности и ребенку, характер родов.
  • История детства, его родители, сверстники, школа, родственники.
  • История нервно-психических нарушений, психотравм.
  • Изучается индивидуально-личностный смысл астматических симптомов, их субъективное восприятие, то место, которое они занимают в структуре мировосприятия больного, в системе его адаптации к жизни.
  • Определяется «условная выгода» бронхоспазмов: что они дают человеку с невротических позиций, в чем их патологическая адаптация среди близкого окружения.

Также анализируется как болезнь одного из членов семьи позволяет функционировать особым путем всей семье, создавая групповую форму психологической защиты.

Обобщение всей этой информации позволяет составит картину личности пациента, определить его особенности, которые:

  • формируют конфликты в сознании;
  • создают неадекватный образ собственного «Я» и семьи, — то что искажают восприятие больных и тем самым производят психологическую защиту;
  • выясняется, что кроется за блокированием эмоциональных переживаний и снижением осознавания — особенности актуально переживаемых эмоций и потребностей.

Интересно, что более эффективной психотерапия оказывается у тех, кого болезнь серьезно «взяла за горло»: серьезные соматические проявления астмы, фобии, наличие агрессивных и депрессивных признаков и под конец – социальные проблемы вызванные астмой.

психосоматика астмыВот уж воистину: «иногда маленький шаг вперед является результатом хорошего пинка судьбы».

Задачи психотерапии при различных вариантах психосоматики астмы

Психотерапия при истероподобном варианте астмы

Необходимо для исправления ситуации:

  • Снять с окружающих и «возвратить» человеку ответственности за разрешение его эмоциональных проблем. Астматик должен сознательно принять её.
  • Кроме этого, следует создать адекватную, без чрезмерной опеки, реакцию окружающих на соматические проявления болезни.
  • Культивировать зрелый стиль поведения и адаптировать пациента.

Терапия при психастеноподобном варианте

Здесь задачей является формирование собственной, зрелой системы ценностей у человека. Развивать способности к самостоятельному поведению, умение принимать независимые решения относительно личных проблем.

Неврастеноподобный вариант астмы: цели терапии

Главное — формирование доброжелательной, приемлемой обстановки, которая больше способствует самопознанию и развитию лучшей и устойчивой самооценки. Все это помогает больным отойти от чрезмерных и непосильных требований и желаний. «Условная выгода» проявлений астмы здесь – защитить от осознания собственной недостаточности.

Создаются условия для устранения тягостного ощущения несостоятельности в осуществлении целей.

Шунтовый вариант: психотерапия

В начале лечения создается провокационный кризис. Взаимоотношения между членами семьи организуются таким образом, чтобы «всплывали» спрятанные до этого конфликты. Их содержание необходимо отчетливо обозначить, но при этом сам больной астмой устраняется из этих конфликтов. Скрываемые проблемы проявляются и становятся доступными воздействию на них. Далее формируются ситуации, в которых возникают возможность и необходимость создания членами семьи новых отношений и стилей взаимодействия.

Разновидности психотерепевтических направлений

Симптоматическая психотерапия

К симптоматической психотерапии относятся гипнотерапия, аутогенная тренировка (они противопоказаны при нервных и психических нарушениях психотического характера). Сюда можно также включить дыхательную терапию. Поскольку дыхательные техники направлены на снятие напряжения и отвлечение, то этим они изменяют психологическое состояние.

Нейролингвистическое программирование

С позиций НЛП нервно-психические нарушения и деструктивные реакции считаются следствием негативных программ больных. Эти программы заложены и самим больным (самопрограммирование) и окружающими его в разных стрессовых ситуациях.

В НЛП создан широкий спектр высокоэффективных методов перепрограммирования:

  • перепрограммирования личности больного,
  • поведенческих шаблонов,
  • системы ценностей.

Самый простой способ — это речевая тактика метамодели. Это набор речевых приемов для создания лучшей коммуникации. Тактика метамодели препятствует погружению больного в себя, помогает вызвать его на более открытое общение и подвести к осознанию ранее скрытых в душе проблем.

Техника «взмаха» применяется для определения деструктивных поведенческих стереотипов.

Способ визуально-кинестетической диссоциации применяют, когда человеку нужно помочь справиться с переживанием страха.

Работа с аллергией в НЛП

Нейролингвистическое программирование исходит из того, что аллергия в целом и астма в частности напоминает фобию иммунной системы. Как и фобии, аллергия возникает с «плохого знакомства» в детстве с аллергеном. И далее эта реакция присутствует в жизни больного. В НЛП метод лечения аллергии разрушает якоря, которые влияют на иммунную систему и разрушает связь между стимулом (аллергеном) и реакцией (аллергией).

Гештальт-терапия

Гештальт-терапия вместе с семейной терапией позволяет достичь наилучших результатов при психотерапевтическом лечении бронхиальной астмы.

Главный приоритет гештальт-терапии — восстановление самосознания, чтобы оно давало человеку развитие и выбор цели. Упор делается на осознании важности каждого момента жизни — жить «здесь и сейчас».

Проработка важных для человека для пациента вещей (техника фокусирования) приводит к выявлению, страха, тревоги или дискомфорта, которые вытеснили эти моменты из сознания. Действия на субличностном уровне расширяют сознание в подсознание таким образом, что человек (в страхе) объясняет то, что он раньше не осознавал, высказывает новые идеи и наблюдения.

Упражнения на осознавание окружающего приводят больного в тупик, где уравновешивается психологические осознание и сопротивления ему. Психотерапевт учит пациентов поведению в этих ситуациях эмоционального тупика и фрустрации. Им необходимо приобретать навыки самодостаточности личности. Самим искать выход, когда нет поддержки из внешнего мира. Таким образом восстанавливается понимание необходимости самостоятельного активного поведения, которое до этого было в явном загоне. Цель — сделать ненужной соматическую обусловленность бронхиальной астмы.

Групповая форма гештальт-терапии призвана устранить манипулятивную составляющую болезни. Психосоматика астмы часто обусловлена стремлением через приступы влиять на родственников.

Для пациентов группа становится источником успешного и положительного и опыта коммуникации. Необходимость в манипулировании выявляется и распадается по мере возникновения нового опыта отношений. В этой практике люди приобретают новый навык выхода из семейных кризисных ситуаций: разрушается убеждение больных что им необходима в помощи. Возникает понимание, что они сами могут преодолевать проблемы.

Семейная психотерапия

Основной целью семейной психотерапии является устранение патологической (имеющей неестественный характер) эмоциональной зависимости больных астмой и их семейного окружения.

Коррекция личности пациента происходит через изменения его взаимодействия с семьей. Для этого учитываются особенности и типологии семей, характерных у больных астмой: конфликты и проблемы этих коллективов. Выявляется роль, назначение больного для стабилизации и функционирования системы взаимоотношений среди родственников.

Результат в устранении психосоматики бронхиальной астмы часто достигается путем разрешения двух блоков психологических проблем:

  • устранение эмоциональных проблем не только самого больного, но и его окружения;
  • ликвидация потребности пациента во внешней эмоциональной опоре.
Нюансы семейной психотерапии относительно работы с различными типами болезни

Психосоматика астмы у взрослых здесь лечится для неврастеноподобного и психастеноподобного типа.

Неврастеноподобный вариант

Улучшения и стабилизации самооценки больного достигается путем устранения негативного влияния некритических мотивов членов семьи в структуре общения малой группы.

Психастеноподобный вариант

Психологические корни болезни лежат в жестком и властном отношения родителей, эксплуатации ими сильного чувства долга совестливого и зависимого ребенка. Здесь преодолеваются последствия того, что астма у ребенка(психосоматика болезни) были заложены. Поэтому необходимо исправить негативную историю детства астматика, изменить поведение, которое желают родители.

Кроме этого необходимо смягчить требования со стороны значимого человека (например, супруга). Больному помогается выработать личностную зрелость, независимость и самостоятельность в поведении.

Шунтовый вариант

Делается провокация семейного кризиса. Если родственники избегали «взглянуть правде в глаза», то в ходе терапии их ставят перед лицом реального существования психоэмоциональных проблем. Причем сам больной ставится как-бы в стороне от конфликтов. Развивается такая ситуация, при которой родственники создают новые, более здоровые и адекватные пути разрешения «обнародованных» психоэмоциональных проблем. С самим астматиком проводится индивидуальная работа, сходная с терапией пациентов с психастеноподобным вариантом бронхоспазма.

Телесно-ориентированная психотерапия

Телесно-ориентированная терапия необходима в случае, если главным фактором психосоматика астмы является алекситимия. При алекситимии человек неспособен к словесному выражению своих эмоций и переживаний. Поэтому наличие подобного нарушения в личности астматика значительно затрудняет процесс психотерапии, а в ряде случаев делает его и вовсе невозможным.

Использование телесно-ориентированных методов позволяет задействовать телесный и эмоциональный опыт. Кроме этого они усиливают способность человека к словесному выражению эмоций и телесных ощущений. Телесно-ориентированые методы «торят дорогу» для собственно вербальных способов психотерапии.

Общей задачей психотерапии является:

  • такая коррекция в личности больного и системе взаимоотношений внутри семьи, при которой устраняется необходимость в симптомах бронхиальной астмы по типу «условной выгоды»,
  • гармонизация личности астматика, формирование у них адекватных способов поведения в стрессовых ситуациях.
  • Все это позволяет добиться полного и стабильного устранения астматических симптомов, формируемых психосоматическим путем.

Надеюсь, что психосоматика астмы стала для вас более понятной. И психопрофилактика бронхиальной астмы при необходимости не представит труда.

Поделиться ссылкой: